Repertoire

Music by Georges Bizet

Carmen

Choreography & the author of libretto: Mikhail Venshchikov

The Art conception: Vyacheslav Okunev

Costume Designer: Tatiana Koroleva

Production of the video content: Viktoriya Zlotnikova

A Word from the Choreographer

The story of Carmen seems to be a decent occasion for anyone to self-analyse the own soul, and end up with a fact that the responsibility for the feelings of others is not what is normally peculiar to a man. The love triangle is ordinary a firm basement for any classical production. The Carmen’s triangle is involving Don Jose, Toreo, and Carmen herself, however, it doesn’t let us know, which character is to be blamed in a tragic outcome.

Each character has a right to be called an innocent as one has an idea about how one should live and act. Anyway, both Don Jose, Toreo, and Carmen are being under their own stereotype’s power. They attract and repel each other simultaneously. Striving for the idealistic harmony they are dreading it terribly. Therefore, the main characters are destroying the life of each other.

For the instance, we have been avoiding all the cliche, which had surrounded the story about Carmen for the past two hundred years of the performing. We has had a strong intent to represent the conscious naivety of Don Jose rather than blind following the passion. In Toreo – an attempt of the character to overcome his masculine internality. And finally, in the main character of Carmen – the wild fear of the loneliness and recognition the neither beauty, nor faith is able to salvage. Therefore, the structure of the one-act ballet performance, which has become traditional for such choreographers as Roland Petit and Alberto Alonso, in out opinion, didn’t seem to be full-fledged. This was the way two-act ballet has been created. One more reason, which explains untraditional structure is the music by Bizet itself. We have avoided any restrictions, choosing musical pieces among all the Bizet heritage, without a full focus on the music of the opera. As a decent result of this choice new senses and colours can be easily found out in the performance. This in fact has become a truly interesting and important task.

SYNOPSIS

Act I
Scene 1
Early in the morning, the working day begins at the cigar factory. Women roll cigars, complaining about the tediousness and monotony of their lives. Carmen shows up late. She’s slow to start working, and vehemently voices her protest against the boring routine.
A group of guards arrives to protect the factory. Carmen gets jealous of other women flirting with the soldiers. A fight breaks out. Jose, a young officer, tells his men to interfere and put the perpetrator under arrest. Carmen’s charm prevents him from enforcing the orders. Soon enough he’s completely captivated by her. Carmen seizes the opportunity and slips away.

Scene 2
During the siesta, the square in front of the factory is empty. Jose is trying to take stock of the situation. The feelings that Carmen has sparkled in his heart are new for him. Even the memories of his mother and bride waiting for him at home can’t obliterate the image of the proud gypsy girl.
All of a sudden, Carmen, who has been watching the young officer secretly, breaks into his gloomy thoughts. She amuses herself by blaming Jose for his insensitive attitude. Yet a reciprocal feeling is kindled behind the front of cold-blooded flirtations.
A fanfare announces the arrival of the soldiers, and the lovers  take flight.

Scene 3
In a dark room with the shutters closed, the Toreador is preparing for the bullfight. He’s tormented by the thoughts of death and the imminent murder. In his perennial opponent, the bull, he sees a fellow sufferer.

Scene 4
At nightfall, Carmen takes Jose out of the city. Now a deserter, he bemoans his break with the familiar world. Yet the newly-born passion for Carmen makes him forget all his troubles.
A group of gypsies shows up, changing the spirit of the night one more time. The lovers receive a prophesy that leaves them shocked.

Act II
Scene 5
Jose’s sudden disappearance is being discussed in the square of Seville. The general feeling is that Carmen will soon abandon him. Rumors have it that his main opponent in the fight for the gypsy girl’s heart is Escamillo, the famous toreador.

Scene 6
The smugglers carry their merchandize along the dangerous mountain paths. Reckless and avaricious, they look death in the face without flinching.
During a halt, Carmen and Jose join them. The runaway officer detests their uncouth debauchery. Yet Carmen is relentless. If he wants to preserve her love, he has to become a smuggler. Unable to resist, he agrees.

Scene 7
The city is getting ready for the bullfight. An exalted crowd greets the marching toreadors. Carmen meets Escamillo by the wall of the arena. The proud toreador makes her forget all her former vows.
Risking exposure, Jose comes into the city and discovers his beloved in the arms of another man. Enraged, he wants to take revenge on his lucky opponent. But, contrary to his will, the punishing hand of fate chooses Carmen for his victim.

Scene 8
Jose mourns over Carmen’s dead body. In his thoughts, he revisits his lost hopes and dreams.

Swan Lake

The Nutcracker

The Sleeping Beauty

Les Sylphides

Ballet Stars

Modern Dance

Menu

Репертуар

Жорж Бизе

Кармен

Хореография и либретто: Михаил Венщиков

Художественная концепция оформления: Вячеслав Окунев

Художник-постановщик: Татьяна Королёва

Художник-видеографик: Виктория Злотникова

Слово автора

История Кармен – почти идеальный повод заглянуть внутрь себя, признать, как мало свойственна природе человека ответственность в отношении чувств других. Классический треугольник, в который выстраиваются образы офицера Хозе, тореадора и самой Кармен, не подразумевает деление на правых и виноватых.

У каждого героя здесь своя правда и свой, непрописанный, сценарий того, как нужно жить, любить и умирать. Оставаясь во власти не ими придуманных стереотипов, они притягивают и отталкивают друг друга, стремятся к идиллической гармонии и сами с животной проницательностью страшатся её, отчего безжалостно разрушают свои и чужие судьбы.

Вместе с тем, мне с самого начала хотелось избежать тех штампов, что устоялись за двести без мала лет в трактовке этих образов. Показать в Хозе осознанную наивность вперёд, чем бездумное следование голосу страсти, в тореро – рефлективное желание перепрыгнуть за границы маскулинной инфернальности, и наконец в Кармен тот страх одиночества, от которого не спасают ни вера, ни красота. В этой связи форма одноактного балета-фрески, предложенная в «Кармен» выдающимися хореографами XX века Роланом Пети и Альберто Алонсо, показалась мне неполноценной для разработки характеров главных персонажей. Другой причиной, согласно которой наш балет обрёл формы полновесной двухактной постановки, стала музыка Жоржа Бизе. Не только всем известная опера, но также редко исполняемые произведения композитора, сложились в сложную палитру образов, посылов и смыслов, хореографическое воплощение которых стало для меня равно увлекательной и ответственной задачей.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие I
Картина 1
Утро. На табачной фабрике начинается работа. Женщины скручивают сигары, возмущаясь тягостным однообразием их жизни. С опозданием, после всех, появляется Кармен. Она не спешит приступить к делу, голос её протеста против ежедневной рутины звучит громче остальных.
Для охраны фабрики прибывает караульный отряд. Знаки внимания, которые женщины оказывают солдатам, вызывают в Кармен ревность. Начинается драка. Молодой офицер Хозе приказывает солдатам вмешаться и арестовать зачинщицу.  Но чары Кармен не дают его плану осуществиться. Вскоре он сам оказывается в их плену. Воспользовавшись удобным моментом, Кармен исчезает.

Картина 2
Сиеста. Опустевшая площадь перед фабрикой. Хозе пытается осмыслить произошедшее. Чувства, которые всколыхнула в его сердце Кармен, новые для него. Даже воспоминания об оставленных им матери и невесте не могут затмить образ гордой цыганки.
Неожиданно Кармен, которая втайне наблюдала за офицером, нарушает тягостный ход его размышлений. Забавляясь, она осыпает Хозе упрёками за проявленную грубость. Но за маской холодного флирта начинает просыпаться ответное чувство.
Фанфары, возвещающие появление солдат, заставляют влюблённых скрыться.

Картина 3
Тёмная комната с закрытыми ставнями. Тореадор готовится к предстоящей корриде.  Мысли о смерти и необходимости убивать снова не дают ему покоя. В образе вечного соперника – быка – он видит своего собрата по несчастью.

Картина 4
Спускаются сумерки. Кармен уводит Хозе из города. Став дезертиром, он тяжело переживает разрыв с привычным для него миром. Но чувство к Кармен, которое проснулось в его сердце, заставляет забыть обо всех тревогах.
Внезапное появление цыган снова меняет настроение вечера. Полученное от них предсказание приводит беглецов в смятение.

Действие II
Картина 5
На площади в Севилье народ обсуждает новость о побеге Хозе. Никто не верит в то, что Кармен останется ему верной. Говорят, что его главный соперник в борьбе за сердце цыганки знаменитый тореадор – Эскамильо.

Картина 6
По горным тропам контрабандисты держат свой исполненный опасностей путь. Азарт и жажда наживы заставляют их дерзко смотреть в глаза смерти.
На привале к ним присоединяются Кармен и Хозе. Разбойничьи нравы вызывают отвращение  беглого офицера. Но Кармен непреклонна. Чтобы сохранить её любовь, он должен стать одним из них. Не в силах противостоять страсти, он соглашается.

Картина 7
В городе готовятся к началу корриды. Ликующие толпы приветствует марш тореадоров. Под стенами арены Кармен встречает Эскамильо. Гордый образ тореадора заставляет её забыть о данных ранее обещаниях.
Под страхом быть узнанным Хозе находит свою возлюбленную в объятиях другого. В ярости он хочет отомстить своему удачливому сопернику. Но вопреки его воле карающая длань судьбы выбирает своей жертвой Кармен.

Картина 8
Хозе оплакивает бездыханное тело Кармен. В своих мыслях он возвращается к несбывшимся мечтам и надеждам.

Лебединое озеро

Щелкунчик

Спящая красавица

Шопениана

Звёзды балета

Современный танец

Меню