Выбирая сюжет для новой постановки, хореограф ещё не знает, куда музыка и пластическая реакция на неё приведут его в воплощении той или иной истории. Часто самые известные сюжеты изменяются почти до неузнаваемости, предлагая зрителю новый материал для размышлений и переживаний. Дело обстоит иначе, когда объектом первоначального отбора становится музыка. В таких случаях именно она задаёт те внутренние связи, которые определяют соединение танца, действия и сюжета.
В создании нашего нового спектакля «Кармина Бурана» значение музыкального материала неоспоримо. Сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа была впервые представлена публике в 1937 году, завоевав с тех пор подмостки музыкальных театров и концертных залов по всему миру. Основанная на стихотворениях из сборника средневековой поэзии, она стала ярким метафорическим отражением «заката Европы». На контрасте с драматическими катаклизмами истории XX века Карл Орф представляет средневековье, не ограничивая свой взгляд вереницей мрачных предзнаменований. Для него это в равной мере время надежды, веры и любовного просветления.
Разделив музыкальный материал «Кармины Бураны» на два действия, мы искали ключи к пониманию музыки Карла Орфа в образах искусства готики и ренессанса. Так, в первом действии балета картины мастеров Северного Возрождения, таких как Лукас Кранах Старший или Конрад Виц, легли в основу драматургии отдельных танцевальных номеров. В качестве отправной точки в понимании сюжета второго действия была выбрана гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол», выражающая философское мировоззрение позднего средневековья.
Подводя итог периоду подготовки спектакля, с момента зарождения идеи до финальных репетиций, когда его участники смогли освоить предложенный им хореографический материал, мне бы хотелось поблагодарить всех членов постановочной группы. Среди них – артистов и солистов балета, репетитора Максима Маринина, дирижёра-постановщика Игоря Новицкого, проявившего смелость разделить со мной ответственность в воплощении этого масштабного проекта, художника по костюмам Татьяну Королёву и художника-технолога Елену Шеломихину. Мне также хочется высказать слова благодарности в адрес моих университетских учителей, приоткрывших для меня завесу в таинственный мир средневековья, – Юрия Алексеевича Тарасова, Валентина Александровича Булкина, Евгения Валентиновича Ходаковского, Людмилу Петровну Сергееву.
Особую благодарность выражаю владельцу, руководству и всей команде Особняка Мясникова за их высокий профессионализм и преданное служение искусству.