Кармен

Жорж Бизе
Эрмитажный театр
Балет в 2-х действиях
Ближайшие спектакли:
Михаил Венщиков
Хореография и либретто
Вячеслав Окунев
Общая художественная концепция
Татьяна Королёва
Художник-оформитель
Виктория Злотникова
Видеографика
Краткое содержание
Действие I
Картина 1
Утро. На табачной фабрике начинается работа. Женщины скручивают сигары, возмущаясь тягостным однообразием их жизни. С опозданием, после всех, появляется Кармен. Она не спешит приступить к делу, голос её протеста против ежедневной рутины звучит громче остальных.
Для охраны фабрики прибывает караульный отряд. Знаки внимания, которые женщины оказывают солдатам, вызывают в Кармен ревность. Начинается драка. Молодой офицер Хозе приказывает солдатам вмешаться и арестовать зачинщицу. Но чары Кармен не дают его плану осуществиться. Вскоре он сам оказывается в их плену. Воспользовавшись удобным моментом, Кармен исчезает.

Картина 2
Сиеста. Опустевшая площадь перед фабрикой. Хозе пытается осмыслить произошедшее. Чувства, которые всколыхнула в его сердце Кармен, новые для него. Даже воспоминания об оставленных им матери и невесте не могут затмить образ гордой цыганки.
Неожиданно Кармен, которая втайне наблюдала за офицером, нарушает тягостный ход его размышлений. Забавляясь, она осыпает Хозе упрёками за проявленную грубость. Но за маской холодного флирта начинает просыпаться ответное чувство.
Фанфары, возвещающие появление солдат, заставляют влюблённых скрыться.

Картина 3
Тёмная комната с закрытыми ставнями. Тореадор готовится к предстоящей корриде. Мысли о смерти и необходимости убивать снова не дают ему покоя. В образе вечного соперника — быка — он видит своего собрата по несчастью.

Картина 4
Спускаются сумерки. Кармен уводит Хозе из города. Став дезертиром, он тяжело переживает разрыв с привычным для него миром. Но чувство к Кармен, которое проснулось в его сердце, заставляет забыть обо всех тревогах.
Внезапное появление цыган резко меняет настроение вечера. Полученное от них предсказание приводит беглецов в смятение.

Действие II
Картина 5
На площади в Севилье народ обсуждает новость о побеге Хозе. Никто не верит в то, что Кармен сохранит ему верность. Говорят, что его главный соперник в борьбе за сердце цыганки знаменитый тореадор — Эскамильо.

Картина 6
По горным тропам контрабандисты держат свой исполненный опасностей путь. Азарт и жажда наживы заставляют их дерзко смотреть в глаза смерти.
На привале к ним присоединяются Кармен и Хозе. Разбойничьи нравы вызывают отвращение беглого офицера. Но Кармен непреклонна. Чтобы сохранить её любовь, он должен стать одним из них. Не в силах противостоять страсти, он соглашается.

Картина 7
В городе готовятся к началу корриды. Ликующие толпы приветствует марш тореадоров. Под стенами арены Кармен встречает Эскамильо. Гордый образ тореадора заставляет её забыть о данных ранее обещаниях.
Не страшась быть узнанным, Хозе находит свою возлюбленную в объятиях другого. В ярости он хочет отомстить удачливому сопернику. Но вопреки его воле карающая длань судьбы выбирает своей жертвой Кармен.

Картина 8
Хозе оплакивает бездыханное тело Кармен. В своих мыслях он возвращается к несбывшимся мечтам и надеждам.


Премьера балета «Кармен» состоялась 30 октября 2019 года. Спектакль был показан в Королевском Центре искусств BOZAR в Брюсселе и на других театральных площадках Бельгии; в феврале 2020 года — на сцене Мюнхенской филармонии Gasteig.

Продолжительность спектакля 1 час 30 минут
Спектакль идет с одним антрактом

Слово автора
История Кармен — почти идеальный повод заглянуть внутрь себя, признать, как мало свойственна нашей природе ответственность в отношении чувств других людей. Классический треугольник, в который выстраиваются образы офицера Хозе, тореадора и Кармен, не подразумевает деление на правых и виноватых. У каждого героя здесь своя правда и свой непрописанный сценарий того, как нужно жить, любить и умирать. Оказавшись во власти безжалостного рока, они притягивают и отталкивают друг друга, истово стремятся к идиллической гармонии, чтобы затем разрушить свою и чужие судьбы.

В нашем спектакле мне хотелось избежать тех штампов, что устоялись в музыкальном театре в трактовке характеров главных персонажей, показать их глубже и объёмнее. В этой связи форма одноактного балета-фрески, предложенная для «Кармен» выдающимися хореографами XX века Роланом Пети и Альберто Алонсо, показалась мне недостаточно полной для решения этой задачи. В партитуру балета мы включили не только музыку из одноимённой оперы, но также фрагменты инструментальных произведений Бизе, таких как симфонический цикл «Арлезианка», увертюра «Отчизна» (Op. 19 Patrie), и целого ряда других.

Михаил Венщиков

Репортажи